МЕТОДИКА
МНОГОФАКТОРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ЛИЧНОСТИ Р. КЕТТЕЛА (№ 105)
(16PF – опросник)
В настоящее время различные формы 16PF опросника являются наиболее популярным средством экспресс-диагностики личности. Они используются во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека. Опросник диагносцирует черты личности, которые Р. Б. Кеттелл называет конституционными факторами. Изучение динамических факторов ‑ мотивов, потребностей, интересов, ценностей — требует применения других методов. Это необходимо учитывать при интерпретации, так как реализация в поведении личностных черт и установок зависит от потребностей и характеристик ситуации.
В настоящем пособии предлагается вариант опросника С — сокращенный вариант, который следует использовать в условиях дефицита времени. Он содержит 105 вопросов.
Время обследования колеблется от 20 до 50 мин.
Способ работы с вопросником излагается в инструкции для испытуемого. Ответы заносятся на специальный опросный лист, а затем обсчитываются с помощью специального «ключа». Совпадение ответов «а» и «с» оценивается двумя баллами, совпадение ответа «в» - одним баллом. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор В — здесь любое совпадение ответа с «ключом» дает 1 балл. Таким образом, максимальная оценка по каждому фактору - 12 баллов, по фактору В - 8 баллов; минимальная - 0 баллов.
ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ
Инструкция. Перед Вами ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Старайтесь отвечать искренне и точно.
Напишите свою фамилию и прочие данные о себе в верхней части листка для ответов.
Отвечая на каждый вопрос, Вы должны выбрать один из трех предлагаемых Вам ответов — тот, который в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему мнению о себе. Отвечать надо следующим образом: в соответствующей клеточке на бланке для ответов поставьте отчетливый крестик (левая клеточка соответствует ответу «а», средняя — ответу «в», а клеточка справа — ответу «с».
В САМОМ ВОПРОСНИКЕ НИЧЕГО НЕ ПИШИТЕ И НЕ ПОДЧЕРКИВАЙТЕ!
Если Вам что-нибудь неясно, спросите экспериментатора. Когда будете отвечать на вопросы, все время помните четыре следующих правила:
1. НЕ НУЖНО МНОГО ВРЕМЕНИ ТРАТИТЬ НА ОБДУМЫВАНИЕ ОТВЕТОВ. ДАВАЙТЕ ТОТ ОТВЕТ, КОТОРЫЙ ПЕРВЫМ ПРИХОДИТ ВАМ В ГОЛОВУ.
Конечно, вопросы часто будут сформулированы не так подробно, как Вам хотелось бы. В таком случае, отвечая, старайтесь представить «среднюю», наиболее типичную ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и на основе этого выбирайте ответ. Отвечать надо как можно точнее, но не слишком медленно, приблизительно на 5-6 вопросов за минуту. Вы должны затратить на все ответы не более 30 мин.
2. СТАРАЙТЕСЬ НЕ ПРИБЕГАТЬ СЛИШКОМ ЧАСТО К ПРОМЕЖУТОЧНЫМ, НЕОПРЕДЕЛЕННЫМ ОТВЕТАМ, ТИПА «НЕ ЗНАЮ», «НЕЧТО СРЕДНЕЕ» И Т. П.
3. ОБЯЗАТЕЛЬНО ОТВЕЧАЙТЕ НА ВСЕ ВОПРОСЫ ПОДРЯД, НИЧЕГО НЕ ПРОПУСКАЯ.
Возможно, некоторые вопросы окажутся для Вас не очень подходящими, но и в этом случае, постарайтесь найти наилучший ответ, наиболее точный. Некоторые вопросы могут показаться личными, но Вы можете быть уверены, что Ваши ответы не будут разглашены. Ответы могут быть расшифрованы только с помощью специального «ключа», который находится у экспериментатора. Причем, ответы на каждый отдельный вопрос вообще не будут просматриваться: нас интересуют только обобщенные показатели.
4. ОТВЕЧАЙТЕ ЧЕСТНО И ИСКРЕННЕ.
Не старайтесь произвести хорошее впечатление, своими ответами, они должны соответствовать действительности. В этом случае:
‑ Вы сможете лучше узнать себя;
‑ очень поможете нам в нашей работе – заранее благодарим Вас за помощь в отработке методики.
ПРОСИМ: не переворачивайте страницу, пока не получите разрешения.
1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше.
a) да |
b) трудно сказать |
c) нет |
2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей.
a) да |
b) иногда |
c) нет |
3. Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и что зимой «жарко», я должен был бы назвать преступника:
a) бандитом |
b) святым |
c) тучей |
4. Когда я ложусь спать, я:
a) засыпаю быстро |
b) нечто среднее |
c) засыпаю с трудом |
5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:
a) пропустить вперед большинство машин |
b) не знаю |
c) обогнать все идущие впереди машины |
6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории.
a) да |
b) иногда |
c) нет |
7. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка.
a) верно |
b) трудно сказать |
c) неверно |
8. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть.
a) да |
b) иногда |
c) нет |
9. Я бы скорее занимался:
a) фехтованием и танцами |
b) затрудняюсь сказать |
c) борьбой и баскетболом |
10. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом.
a) да |
b) иногда |
c) нет |
11. Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробностями.
a) всегда |
b) иногда |
c) редко |
12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и вовсе не обижаюсь.
a) верно |
b) не знаю |
c) неверно |
13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом.
a) верно |
b) не знаю |
c) неверно |
14. Мне больше нравится придумывать новые способы в выполнении какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов.
a) верно |
b) не знаю |
c) неверно |
15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи.
a) верно |
b) иногда |
c) нет |
16. Я думаю, что я менее чувствительный и легко возбуждаемый, чем большинство людей.
a) верно |
b) затрудняюсь ответить |
c) неверно |
17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.
a) верно |
b) не знаю |
c) неверно |
18. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникало чувство раздражения по отношению к моим родителям.
a) да |
b) не знаю |
c) нет |
19. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:
a) моим хорошим друзьям |
b) не знаю |
c) в своем дневнике |
20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противоположности слова "неточный" - это:
a) небрежный |
b) тщательный |
c) приблизительный |
21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо.
a) да |
b) трудно сказать |
c) нет |
22. Меня больше раздражают люди, которые:
a) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску b) затрудняюсь ответить c) создают неудобства для меня, опаздывая на условленную встречу |
23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.
a) верно |
b) не знаю |
c) неверно |
24. Я думаю, что:
a) не все надо делать одинаково тщательно b) затрудняюсь ответить c) любую работу следует выполнять тщательно, если Вы за нее взялись |
25. Мне всегда приходится преодолевать смущение.
a) да |
b) возможно |
c) нет |
26. Мои друзья чаще:
a) советуются со мной b) делают то и другое поровну c) дают мне советы |
27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его.
a) да |
b) иногда |
c) нет |
28. Мне нравится друг:
a) интересы которого имеют деловой и практический характер b) не знаю c) который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь |
29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю.
a) верно |
b) затрудняюсь ответить |
c) неверно |
30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки.
a) да |
b) не знаю |
c) нет |
31. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:
a) играть в шахматы b) трудно сказать c) играть в городки |
32. Мне нравятся общительные, компанейские люди.
a) да |
b) не знаю |
c) нет |
33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми.
a) да |
b) трудно сказать |
c) нет |
34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо.
a) да |
b) иногда |
c) нет |
35. Мне бывает трудно признать, что я неправ.
a) да |
b) иногда |
c) нет |
36. На предприятии мне было бы интереснее:
a) работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве b) трудно сказать c) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой |
37. Какое слово не связано с двумя другими?
a) кошка |
b) близко |
c) солнце |
38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:
a) раздражает меня b) нечто среднее c) не беспокоит меня совершенно |
39. Если бы у меня было много денег, то я:
a) позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе зависти b) не знаю c) жил бы, не стесняя себя ни в чем |
40. Худшее наказание для меня:
a) тяжелая работа b) не знаю c) быть запертым в одиночестве |
41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали.
a) да |
b) иногда |
c) нет |
42. Мне говорили, что ребенком я был:
a) спокойным и любил оставаться один b) не знаю c) живым и подвижным |
43. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами.
a) да |
b) не знаю |
c) нет |
44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них.
a) да |
b) трудно сказать |
c) нет |
45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми.
a) верно |
b) затрудняюсь ответить |
c) неверно |
46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей.
a) верно |
b) не знаю |
c) неверно |
47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать.
a) верно |
b) не знаю |
c) неверно |
48. В музыке я наслаждаюсь:
a) маршами в исполнении военных оркестров b) не знаю c) скрипичными соло |
49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:
a) в деревне с одним или двумя друзьями b) затрудняюсь сказать c) возглавляя группу в туристском лагере |
50. Усилия, затраченные на составление планов:
a) никогда не лишние b) трудно сказать c) не стоят этого |
51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня.
a) верно |
b) не знаю |
c) неверно |
52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими.
a) всегда |
b) иногда |
c) редко |
53. Я предпочел бы скорее работать:
a) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них b) затрудняюсь ответить c) архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект |
54. Дом так относится к комнате, как дерево к:
a) лесу |
b) растению |
c) листу |
55. То, что я делаю, у меня не получается:
a) редко |
b) иногда |
c) часто |
56. В большинстве дел я:
a) предпочитаю рискнуть b) не знаю c) предпочитаю действовать наверняка |
57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.
a) скорее это так b) не знаю c) думаю, что нет |
58. Мне больше нравится человек:
a) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен b) трудно сказать c) со средними способностями, но зато умеющим противостоять всяким соблазнам |
59. Я принимаю решения:
a) быстрее, чем многие люди b) не знаю c) медленнее, чем большинство людей |
60. На меня большее впечатление производят:
a) мастерство и изящество b) трудно сказать c) сила и мощь |
61. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству.
a) да |
b) нечто среднее |
c) нет |
62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными.
a) да |
b) не знаю |
c) нет |
63. Я предпочитаю:
a) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам b) затрудняюсь ответить c) советоваться с моими друзьями |
64. Если человек не отвечает сразу же, после того, как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость.
a) верно |
b) не знаю |
c) неверно |
65. В школьные годы я больше всего получил знаний
a) на уроках |
b) трудно сказать |
c) читая книги |
66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.
a) верно |
b) иногда |
c) неверно |
67. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:
a) заняться другим вопросом b) затрудняюсь ответить c) еще раз попытаться решить этот вопрос |
68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т.д. - казалось бы, без определенной причины.
a) да |
b) иногда |
c) нет |
69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно.
a) верно |
b) не знаю |
c) неверно |
70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня.
a) да |
b) иногда |
c) нет |
71. Я думаю, что в ряде 1, 2, 3, 6, 5, ... следующим числом будет:
a) 10 |
b) 5 |
c) 7 |
72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины.
a) да |
b) не знаю |
c) нет |
73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту или официантке лишнее беспокойство.
a) да |
b) иногда |
c) нет |
74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.
a) верно |
b) трудно сказать |
c) неверно |
75. На вечеринке мне нравится:
a) принимать участие в интересной беседе b) затрудняюсь ответить c) смотреть, как люди отдыхают, и просто отдыхать самому |
76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать.
a) да |
b) иногда |
c) нет |
77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы больше хотел встретиться с:
a) Колумбом |
b) не знаю |
c) Пушкиным |
78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела.
a) да |
b) иногда |
c) нет |
79. Работая в магазине, я предпочел бы:
a) оформлять витрины b) не знаю c) быть кассиром |
80. Если люди плохо обо мне думают, я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным.
a) да |
b) трудно сказать |
c) нет |
81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:
a) сразу же думаю: "У него плохое настроение" b) не знаю c) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил |
82. Все несчастья происходят из-за людей:
a) которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов b) не знаю c) которые отвергают новые, многообещающие предложения |
83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости.
a) да |
b) иногда |
c) нет |
84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной.
a) верно |
b) иногда |
c) неверно |
85. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей.
a) верно |
b) не знаю |
c) неверно |
86. Я могу легче не считаться с другими людьми, чем они со мной.
a) верно |
b) иногда |
c) неверно |
87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать.
a) часто |
b) иногда |
c) никогда |
88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:
a) отстают |
b) идут правильно |
c) спешат |
89. Мне бывает скучно:
a) часто |
b) иногда |
c) редко |
90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом.
a) верно |
b) иногда |
c) неверно |
91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, потому что они утомительны.
a) да |
b) иногда |
c) нет |
92. Дома, в свободное время, я:
a) болтаю и отдыхаю b) затрудняюсь ответить c) занимаюсь интересующими меня делами |
93. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми.
a) да |
b) иногда |
c) нет |
94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно также точно выразить прозой.
a) да |
b) иногда |
c) нет |
95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношения, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной.
a) да, в большинстве случаев b) иногда c) нет, редко |
96. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставляют в моей душе никаких следов.
a) да |
b) иногда |
c) нет |
97. Я думаю, что было бы интереснее быть:
a) натуралистом и работать с растениями b) не знаю c) страховым агентом |
98. Я подвержен беспричинному страху и отвращению по отношению к некоторым вещам, например, к определенным животным, местам и т.д.
a) да |
b) иногда |
c) нет |
99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир.
a) да |
b) трудно сказать |
c) нет |
100. Я предпочитаю игры:
a) где надо играть в команде или иметь партнера b) не знаю c) где каждый играет за себя |
101. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны.
a) да |
b) иногда |
c) нет |
102. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время я ощущаю тревогу и страх.
a) да |
b) иногда |
c) нет |
103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, хотя на самом деле они мне не нравятся.
a) да |
b) иногда |
c) нет |
104. Какое слово не принадлежит к двум другим?
a) думать |
b) видеть |
c) слышать |
105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?
a) двоюродным b) братом c) племянником дядей |
Интерпретация полученных результатов.
1-й фактор (А) «Общительность — замкнутость».
Высокая оценка (10 стенов) характеризует готовность к сотрудничеству, естественность в обращении, внимательность к людям, доброту, уживчивость. Низкая оценка (3—6 стенов и ниже) свидетельствует о таких чертах характера, как холодность, чрезмерная скептичность, негибкость в отношении к людям. 7—9 стенов соответствует средним данным.
2-й фактор (В) «Ограниченное мышление — сообразительность».
Высокая оценка (6 стенов и выше) свидетельствует о более выраженных возможностях к осмысливанию нового материала, к обоснованным заключениям. Низкая оценка (3 стена и выше) говорит об относительно примитивном мышлении, трудностях в обучении.
3-й фактор (С) «Эмоциональная устойчивость».
Высокая оценка (10 стенов)—стабилен в поведении, в эмоциях, реалистичен, спокоен, уживчив в группе, не боится сложных ситуаций. Низкая оценка (6 стенов) — низкая толерантность к эмоциогенным факторам, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, частое проявление волнения.
4-й фактор (Е) «Независимость—подчиненность».
8 стенов и выше — самоуверенность, доминантность; сам для себя является «законом», в конфликтах обычно обвиняет других. Средние данные (4—7 стенов) — более оптимальное отношение к авторитетам. Низкая оценка (3 стена) — чрезмерная застенчивость, конформность, склонность уступать дорогу другим.
5-й фактор (F) «Озабоченность — беспечность».
Высокая оценка (8 стенов) — активность, жизнерадостность, беззаботность, импульсивность, экспрессивность, разговорчивость. Средняя оценка (4—7 стенов) — средние данные. Низкая оценка (3 стена) — повышенная осторожность, рассудительность, сдержанность, иногда пессимистичность, суровость.
6-й фактор (G) «Выраженная сила «Я» — беспринципность».
Высокая оценка (10 стенов) — осознанность принятых решений, упорство в достижении цели, ответственность, обязательность, стремление придерживаться установленных правил и поступать в соответствии со всеми ценностными ориентациями. Средняя оценка (6—9 стенов) — средние данные. Низкая оценка (3—5 стенов) — склонность к непостоянству, подверженность влиянию случая, стремление не связывать себя правилами, изолироваться от влияния коллектива.
7-й фактор (Н) «Смелость — робость».
Высокая оценка (10 стенов)—смелость, склонность к риску, готовность иметь дело с незнакомыми вещами, богатство эмоциональных реакций. Средняя оценка (6—9 стенов) — средние данные. Низкая оценка (5 стенов) — выраженная застенчивость, робость, осторожность, стремление находиться в тени; большому обществу предпочитает узкий круг близких друзей.
8-й фактор (J) «Податливость—жестокость».
8 стенов и более — склонность к зависимости, стремление иметь покровителя, мечтательность, утонченность, непрактичность. Средняя оценка (6—9 стенов)— средние оптимальные данные. Низкая оценка (1—5 стенов) —излишняя самоуверенность, субъективность, гипертрофирование, стремление к независимости, чопорность, скептицизм, иногда циничность, прагматизм.
9-й фактор (L) «Подозрительность — доверчивость».
6 стенов и более — излишнее сомнение, подозрительность, направленность интересов преимущественно на самого себя, самомнение, поиск недостатков у других. 3—5 стенов — средние данные. 1—2 стена — умение ладить с людьми, хорошо взаимодействовать в коллективе, отсутствие чрезмерной завистливости, забота о других.
10 фактор (М) «Непрактичность — практичность».
9 стенов и выше — богатое воображение, погруженность в себя, беспомощность в практических делах, иногда нереальность, связанная с сильными реакциями, сложность отношений в коллективе. 5—8 стенов — средние данные. 1—4 стена — ориентировка на внешнюю реальность, общепринятые нормы, внимание к мелочам (иногда при этом недостаток творческого воображения).
11 фактор (N) «Гибкость ‑ прямолинейность».
8 стенов и выше – расчетливость, искушенность, отсутствие, сентиментальность, иногда цинизм. 4 – 7 стенов – средние данные. 1 – 3 стена – непосредственность, иногда грубость, удовлетворение достигнутым.
12 фактор (О) «Тревожность ‑ спокойствие».
8 стенов и выше – излишнее беспокойство, волнение, частые плохие предчувствия, неуверенность. 4 – 7 – средние данные. 1 – 3 стена – спокойствие, уверенность в себе, нечувствительность к мнению о себе.
13 фактор (Q1) «Радикализм ‑ консерватизм».
10 стенов и выше – интеллектуален, интересы и сомнения по поводу фундаментальных проблем, скептицизм, стремление пересмотреть существующие принципы, склонность к экспериментированию. 7 – 9 – средние данные. 1 – 6 стенов – стремление к поддержке установившихся понятий, поддержка устоявшихся принципов, традиций, сомнение в новых идеях, отрицание перемен.
14 фактор (Q2) «Самостоятельность ‑ внушаемость».
8 стенов и выше
– предпочтение только собственному мнению, независимость во взглядах,
стремление к самостоятельным решениям, действиям. 4 – 7 – средние данные.
1 – 3 стена – зависимость от чужого мнения, предпочтение принятию решений
вместе с другими людьми, ориентировка на социальное одобрение.
15 фактор (Q3) «Высокий самоконтроль ‑ низкий самоконтроль».
9 стенов и выше
– дисциплинированность, точность в выполнении социальных требований, хороший
самоконтроль за своими эмоциями, забота о своей общей репутации.
5 – 8 – средние данные. 1 – 4 стена – недисциплинированность, внутренняя
конфликтность, несоблюдение правил, подчиненность своим страстям, низкий
самоконтроль.
16 фактор (Q4) «Напряженность ‑ релаксация».
9 стенов и выше – возбужденность, взволнованность, раздражительность, нетерпеливость, избыток побуждений, не находящий разрядки. 4 – 8 – средние данные. 1 – 3 стена – чрезмерное спокойствие, не вполне оправданная удовлетворенность, вялость, недостаточная мотивация, иногда лень.
17 фактор (MD) «Лживость ‑ правдивость».
9 – 12 стенов – правдивость беседуемого. 5 – 8 – средние данные. 1 – 4 стена – нужно перетестировать.
Таблица переводов баллов в стены по методике Р. Кеттелла
Факторы |
Стены |
|||||||||
низкие |
средние |
высокие |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1. A |
0-4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
- |
9 |
10 |
11 |
12 |
2. B |
0-2 |
- |
3 |
- |
4 |
- |
5 |
6 |
- |
7-8 |
3. C |
0-3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
4. E |
0-1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10-12 |
5. F |
0-2 |
- |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10-12 |
6. G |
0-3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
7. H |
0-3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
8. J |
0-3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
9. L |
0-1 |
2 |
- |
3 |
4 |
- |
5 |
6 |
7 |
8-12 |
10. M |
0-3 |
- |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11-12 |
11. N |
0-1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10-12 |
12. O |
0-1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10-12 |
13. Q1 |
0-4 |
5 |
6 |
- |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
14. Q2 |
0-2 |
3 |
- |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10-12 |
15. Q3 |
0-2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11-12 |
16. Q4 |
0-1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6-7 |
8 |
9 |
10 |
11-12 |
17. MD |
0-2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11-14 |