Оцениваемый параметр — личностная тревожность. Высокий показатель личностной тревожности свидетельствует о склонности испытуемого воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций (особенно когда они касаются самооценки и престижа) и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.
Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям тревоги (переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием угрозы своему социальному статусу и т.д.). Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный (или желательный) уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Она связана с мотивами деятельности человека, его заинтересованностью в решении задачи, значимостью для него данной ситуации. Умеренная тревожность позволяет человеку мобилизовать свои силы, действовать более эффективно. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Тревожность, имея природную основу (свойства нервной системы), складывается в течение жизни человека, в результате социального взаимодействия (нарушение детско-родительских отношений, нарушение формирования самооценки и т.д.). Измерение тревожности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта.
Различают ситуативную (реактивную) тревожность, характеризующую состояние субъекта в определенный момент и личностную тревожность, как устойчивую индивидуальную характеристику личности.
Различается также адекватная тревожность (являющаяся отражением неблагополучия человека в той или иной области) и неадекватная тревожность (проявляющаяся в благополучных условиях и нейтральных ситуациях).
В отличие от большинства методик, измеряющих тревожность либо как состояние, либо как свойство личности, Ч. Спилберегер разработал методику, позволяющую дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. На русский язык данная методика была адаптирована Ю.Л.Ханиным.
Личностная тревожность как черта (свойство) дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением ситуативной тревожности. Люди с высокой личностной тревожностью склонны воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие (особенно когда они касаются самооценки и престижа).
Величина личностной тревожности характеризует прошлый опыт индивида (насколько часто ему приходилось испытывать ситуативную тревожность).
Величина тревожности может быть также связана и с типом темперамента, для типов, характеризующихся более слабыми нервными процессами, тревожность будет более высокой (например, меланхолики характеризуются повышенной тревожностью).
При анализе результатов имеют в виду, что общий итоговый показатель может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. Чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов — низкая, 31–44 балла — умеренная, 45 и более — высокая.
ЛТ
|
Номер |
Ответы |
|||||
1 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
||
2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
||
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
||
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
||
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
||
6 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
||
7 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
||
8 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
||
9 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
||
10 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
||
11 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
||
12 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
||
13 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
||
14 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
||
15 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
||
16 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
||
17 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
||
18 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
||
19 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
||
20 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
||
е ЛТ=
______________________________________________________________ «______ » ___________ 19____ г.
фамилия, имя, отчество дата рождения
_______________________________________________ «_____ » ___________ 20____ г.__ ч ____ мин
образование, курс, группа дата и время заполнения
Инструкция:
Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете ОБЫЧНО.
Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов здесь нет.
№ п/п |
Суждение |
Ответы |
|||
Никогда |
Почти никогда |
Часто |
Почти всегда |
||
1. |
У меня бывает приподнятое настроение |
1 |
2 |
3 |
4 |
2. |
Я бываю раздражительным |
1 |
2 |
3 |
4 |
3. |
Я легко могу расстроиться |
1 |
2 |
3 |
4 |
4. |
Я хотел бы быть таким же удачливым, |
1 |
2 |
3 |
4 |
5. |
Я сильно переживаю неприятности |
1 |
2 |
3 |
4 |
6. |
Я чувствую прилив сил, желание работать |
1 |
2 |
3 |
4 |
7. |
Я спокоен, хладнокровен и собран |
1 |
2 |
3 |
4 |
8. |
Меня тревожат возможные трудности |
1 |
2 |
3 |
4 |
9. |
Я слишком переживаю из-за пустяков |
1 |
2 |
3 |
4 |
10. |
Я бываю вполне счастлив |
1 |
2 |
3 |
4 |
11. |
Я все принимаю близко к сердцу |
1 |
2 |
3 |
4 |
12. |
Мне не хватает уверенности в себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
13. |
Я чувствую себя беззащитным |
1 |
2 |
3 |
4 |
14. |
Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей |
1 |
2 |
3 |
4 |
15. |
У меня бывает хандра |
1 |
2 |
3 |
4 |
16. |
Я бываю доволен |
1 |
2 |
3 |
4 |
17. |
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня |
1 |
2 |
3 |
4 |
18. |
Бывает, что я чувствую себя неудачником |
1 |
2 |
3 |
4 |
19. |
Я уравновешенный человек |
1 |
2 |
3 |
4 |
20. |
Меня охватывает беспокойство, |
1 |
2 |
3 |
4 |